lantvoeva«ТОВАРИЩЕСТВО АБРИКОСОВА СЫНОВЕЙ»

(подробно)


Алексей Иванович Абрикосов
(20.02.1824г. – 31.01.1904г.)

Пензенская помещица Левашова очень гордилась своим крепостным Степаном. Никто в округе не умел готовить таких воздушных пирожных и такой нежной абрикосовой пастилы. Но в1804 году кондитер уговорил барыню отпустить его в Москву на оброк зарабатывать деньги. В Первопрестольной, как и в родной деревне, Степан занялся сладостями. Уже через несколько лет он выкупил для своей семьи вольную, открыл собственную бакалейную лавку и официально приписался к Семеновской купеческой слободе. А в 1814 году взял себе «говорящую» фамилию Абрикосов, увековечившую его легендарную пастилу.

otkrytki-mСтарший сын новоиспеченного купца Иван унаследовал небольшой, но крепкий бизнес –
с «фирменным» ассортиментом и постоянной клиентурой из числа чиновников и торговых людей. Но Ивану Абрикосову было этого мало. Он решил превзойти другие семейные лавочки, выписал к себе в качестве работников крепостных двоюродных родственников из той же Пензенской губернии и стал выпускать больше тортов, пастилы и варенья.
Дело поначалу шло весьма успешно. Купец 3-й гильдии Абрикосов ежегодно указывал в книге объявленных капиталов Семеновской слободы немалую цифру в 8000 рублей. Но затем Иван взял большой кредит, за который не смог расплатиться, и семья влезла в долги. Пришлось отозвать 14-летнего сына Алексея из коммерческого училища и отдать «в люди» – в немецкую кондитерскую фирму Гофмана, поставлявшую Абрикосовым сахар и орехи.
Кондитерскими секретами с новым подмастерьем у Гофмана никто не делился. Более того,ubranstvo-konditerskogo-magazina-abrikosovyh-m немцы-кондитеры вообще не говорили по-русски. Однако через полгода подросток, окруженный чужими людьми, вдруг начал общаться на немецком. А когда в 1850 году Алексей унаследовал не очень успешную кондитерскую мастерскую отца, он без сомнений воспользовался передовым европейским опытом механизации производства и продвижения товара на рынке. Подобного опыта, как и машин, в России тогда просто не было.

Молодой купец сразу понял: мало произвести продукт, пусть даже и несравненного вкуса, важно его продать. Поэтому параллельно с механизацией мастерской и привлечением наемных рабочих Алексей Абрикосов налаживает самостоятельное упаковочное производство (впоследствии отдельный цех упаковки в Хамовниках) и разворачивает мощную рекламную кампанию. Масштабы ее впечатляют и сегодня. А уж в те времена это был настоящий переворот в методах продвижения товара. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.

Создание торговой марки «Абрикосов» проходило по всем классическим законам маркетинга. «Полный комплекс рекламных услуг», как сказали бы сейчас, включал и наружную рекламу, и рекламу в газетах, и рекламные акции. Имя Абрикосова красовалось на афишных тумбах, плакатах, вывесках на фасадах домов и в витринах. Издавались специальные красочные прейскуранты – прообразы современных рекламных буклетов. Устраивались благотворительные акции. Например, в один из юбилеев Пушкина всем гимназистам Москвы раздали шоколадки с портретом поэта. А в придачу к покупке всем вручались карманные календарики с указанием праздничных дней.

marmelad-abrykosovyh-m

Газеты пестрели как рекламными «модулями» Абрикосовых, так и оперативными сообщениями о выпуске очередной новинки – «халвы сахарной», «конфет» или, к примеру, мармелада «Лилипут». Заканчивались такие заметки призывом к читателям: «Требуйте!».

 

 


svedetelsvo-abrikosovyh-mПотом, когда у Абрикосовых появились фирменные магазины – роскошно оформленные, блиставшие зеркалами и хрусталем, с вышколенными приказчиками, оригинальные рекламные акции стали проводиться и на месте продаж. Например, однажды в одной из газет появлялась «новость» о том, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом – только брюнетки. Покупатели немедленно отправились проверять, так ли это на самом деле, и... заодно, естественно, покупали коробку печенья или фрукты в шоколаде.

Чтобы перевозить этот хрупкий товар, требовалась хорошая упаковка. Упаковка должна была «продавать» товар, воздействуя на покупателей формой, цветом, рисунками и, конечно, текстом, как бы подчеркивая особенности каждого конкретного товара или его производителя. Поэтому упаковочному оформлению уделялось самое пристальное внимание. Очень важный элемент упаковки – это шрифт. Его форма и начертание, цвет и размеры позволяли сделать акцент на определенных словах.

Нередко на упаковке шел рассказ о самом товаре, указывалось на его физические свойства, потребительскую ценность, возможность применения и т. д.

upakovka-abrikosovyh-m«Абрикосовская» упаковка была настолько удивительна, что становилась предметом коллекционирования. Мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, конфет, печенья, мармелада; баночки для варенья и компотов. Разнообразные коробочки и коробки – металлические, жестяные, обтянутые бархатом, из лозы, картона и дерева, дешевые и дорогие, простые и изысканные. Сегодня одного взгляда на эту упаковку достаточно, чтобы понять, насколько грамотно Абрикосовы определяли «целевых потребителей» своей продукции. Главным в оформлении упаковки было гармоничное сочетание ее с товаром, удачно подобранные цвета подчеркивали свойство данного товара.

upakovka-abrikosovyh-derevo-msolomka-abrikosovyh-mupakovka-m
Внешний вид упаковки определял выбор покупателя: «Купить или не купить». Учитывая психологию покупателя, предприниматель старался склонить людей в пользу покупки, дать максимум информации о своем изделии в виде торговой марки, медалей, полученных на выставках, привести сообщение, что фирма является Поставщиком Императорского Двора. Все это позволяло закрепить в памяти человека определенную группу изделий и лишний раз подчеркнуть значимость самой фирмы.

oformlenie-upakovki-mОформление упаковки зависело от стоимости товара. Для высокосортных дорогостоящих продуктов применялась добротная упаковка, оформленная с большим художественным вкусом, она служила, в известной мере, символом высокого качества изделия. Покупатель воспринимал цвет не только как цветовую гамму, но и ощущал его как бы «на вкус» и «на звук».

Считалось, что оранжево-красные цвета ассоциировались с огнем, и человек ощущал их как что-то теплое. Голубые тона воспринимались как холодные, желтый цвет ощущался как кислый, а серый казался сухим. Многие цвета как бы звучат: красный – громкий, зеленый – тихий. Красный цвет в сочетании с желтым действует возбуждающе, зеленый, синий – успокаивают, фиолетовый – создает ощущение мистики. Для того, чтобы еще больше привлечь внимание москвичей к своей продукции, фирмы прибегали к небольшим хитростям.

oformlenie-upakovki2-mОчень часто использовались в изображениях также домашние животные – кошечки, собачки. Этим славилась фирма Абрикосова. (рис. 6, 7. Двухсторонняя рекламная карточка «Товарищества А. И. Абрикосов и Сыновья»)

 

Все эти милые изображения возбуждали воображение покупателя и как бы возвращали его в детство. Но особенной популярностью такие открытки-вкладыши пользовались у детей. Дети буквально заставляли своих родителей покупать разный товар фирмы для того, чтобы собрать целую серию этих картинок, а если повезет – и получить подарок от фирмы. Благодаря этому не только пропагандировалась продукция фирмы, такая реклама служила «добрым гидом и воспитателем».

 

oformlenie-upakovki4-m

oformlenie-upakovki3-m


oformlenie-upakovki5-mКаждая фирма имела собственные открытки-вкладыши и обладала авторскими правами на них. Нарушение авторских прав на эти открытки-вкладыши преследовалось по закону.

Хорошим поводом для популяризации продукции были праздники. К Рождеству, Пасхе, именинам, а также юбилейным датам каждая фирма старалась обновить ассортимент товаров, стремилась удивить покупателей оригинальными упаковками и вкладышами.

 oformlenie-upakovki6-m

Дело господ Абрикосовых основано было еще в 1874 году и к 1882 году достигло большого размаха. По разнообразию вырабатываемой продукции фабрики «Товарищества Абрикосов и Сыновья» занимали первое место среди всех кондитерских фабрик России. Не было такого города, где нельзя было бы встретить всевозможные сладости, приготовленные на фабриках «Товарищества». На них производились конфеты, варенье, шоколад, мармелад, пастила, фрукты в сахаре, пироги и пирожки, а также разнообразное печенье.
В 1899 году Товариществу «А. И. Абрикосова Сыновей» было присвоено почетное звание «Поставщик Двора его Императорского Величества».

 

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Абрикосовы занимались благотворительностью часто и обильно. Все началось с ежегодных сторублевых пожертвований в адрес Комитета помощи семьям убитых и раненых в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг., членами которого Абрикосовы состояли с 1877-го по 1886 год. Затем семья вошла в члены еще полутора десятков обществ, стала попечительницей шести ремесленных училищ, нескольких московских больниц, в числе которых была и детская Морозовская, взяла шефство над церковью Успения на Покровке, оборудовала несколько приютов для бездомных и участвовала ста тысячами рублей в перестройке здания Московской консерватории.

besplatnyy-roddom-mНо главным делом, которому Агриппина Абрикосова (жена Алексея Ивановича, дочь табачного фабриканта Александра Борисовича Мусатова) посвятила остаток жизни, была организация в Москве бесплатного роддома.
В конце 1889 года ее стараниями на Миусской улице были открыты «бесплатный родильный приют и женская лечебница с постоянными кроватями А.А. Абрикосовой». Первый параграф устава этого заведения гласил: «Содержится за счет учредительницы». Заведующим приютом был назначен зять Агриппины Александровны знаменитый врач-акушер А.Н. Рахмонов. Зарплата в приюте составляла настолько значительные суммы, что под его крышей собрались, пожалуй, лучшие в России акушеры и гинекологи. Заведующий бригадой акушеров получал 800 рублей в год, обычная акушерка, коих в заведении было двенадцать, – 660 рублей, сестра милосердия – 300, сиделка – 150. В других подобных заведениях зарплата была примерно в полтора раза ниже. За год через приют проходило более двухсот рожениц, а детская смертность и смерть при родах составляли здесь феноменально низкую по тем временам цифру в один процент.

agripina-abrikosovaПосле смерти Агриппины Александровны в 1901 году в соответствии с ее завещанием муж, дети и внуки обратились к городскому голове со следующим заявлением: «Имеем честь просить Ваше Сиятельство довести до сведения Московской городской Думы, что мы желаем пожертвовать капитал в размере 100 тысяч рублей на устройство в Москве бесплатного родильного приюта имени А.А. Абрикосовой. Весь жертвуемый капитал в 100 тысяч рублей предназначается на постройку зданий и оборудование приюта. Приют предназначается как для нормальных, так и для патологических родов и должен быть устроен не менее чем на 25 кроватей, причем желательно иметь отделение для послеродовых заболеваний. Приют должен именоваться «Городской бесплатный родильный приют имени Агриппины Александровны Абрикосовой» и служить для удовлетворения неимущего класса городского населения».

В 1918 году фабрика была национализирована. Вернее, это так называлось – «национализирована». На самом деле при национализации государство платит собственнику компенсацию за отобранные предприятия. В данном случае наследники Абрикосова не получили ничего, так что это была чистой воды экспроприация. В декабре того же года в освободившиеся кабинеты администрации въехал состоявший из пяти человек фабричный комитет. В 1922 переименована в фабрику имени Петра Бабаева (погибший от руки белогвардейца в 1920 году рабочий железнодорожного депо Москва-Сортировочная никакого отношения к конфетной промышленности никогда не имел).

И сегодня эта фабрика нам известна по Бабаевскому шоколаду.

Как ни грустно это говорить, но Ленин был прав: Абрикосовы действительно вскормили своих могильщиков. Удивительно, но это факт: самые активные революционные комитеты во время всех российских революций создавались именно на тех предприятиях, где к рабочим относились наиболее гуманно. В 1905 году, например, центрами революционного движения стали: на Пресне – Прохоровская Трехгорная мануфактура, платившая рабочим максимальные в стране почасовые, на Дербеневке – ситцевая фабрика «Эмиль Циндель», выстроившая для рабочих школу, больницу и «народный дом», а в Сокольниках – фабрика Абрикосова. Это при том, что Абрикосовские рабочие жили не в бараках, как это было принято, а в благоустроенных общежитиях, к их услугам были бесплатные больницы, столовые, библиотеки и школы, продукция им продавалась за десять процентов от себестоимости, к праздникам они получали подарки от хозяев фабрики, а по выходным для них в специально оборудованном кинозале крутили последние фильмы.


НАСЛЕДНИКИ

ivan-abrikosovЗа время супружества Агриппина Александровна Абрикосова родила своему мужу 22 очаровательных младенца, из которых десятеро были мальчиками и двенадцать – девочками.

Из двадцати двух детей Абрикосовых до солидного возраста дожили семнадцать. И только четверо из них, сыновья Иван, Николай, Георгий и Владимир, пошли по пути развития отцовского дела.

Иван Алексеевич Абрикосов принял на себя управление основной отцовской фирмой. Расширяя дело отца, он купил в конце семидесятых годов несколько крупных сахарных заводов, открыл филиал фабрики в Симферополе, перенес в 1880 году основное производство в Сокольники и создал по России целую сеть фирменных абрикосовских розничных магазинов. Стараниями Ивана Алексеевича был раскрыт секрет знаменитых заграничных «глазированных фруктов», производство которых было быстро налажено на абрикосовских предприятиях. При нем же фирма несколько раз побеждала на Всероссийской художественно-промышленной выставке, в результате чего ей было всемилостиво позволено называться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

Владимир Алексеевич Абрикосов стал директором чайного товарищества братьев Поповых, контрольный пакет акций которого был куплен еще при жизни Алексея Ивановича. Кроме того, он руководил «Кондитерской мастерской В.А. Абрикосова». Мастерская являлась одним из основных партнеров абрикосовского товарищества. Такова была тогдашняя схема ухода от налогов: товарищество платило налог с балансовой прибыли, а мастерской достаточно было раз в год уплатить «фиксированный сбор» и получить за это промысловое свидетельство.

Георгий Алексеевич Абрикосов в разное время был директором разных семейных фирм и, кроме прочего, возглавлял правление Товарищества паровой столярной фабрики «Ф.М. Шемякин и Ко», купленной братьями «по случаю».

Николай Алексеевич Абрикосов хоть и состоял в совете директоров семейной фирмы, но никакого интереса к кондитерскому делу не проявлял. Это был настоящий интеллигент, знавший в совершенстве пять языков, окончивший Московский университет и парижскую Сорбонну, близкий друг знаменитого адвоката сенатора А.Ф. Кони, автор многочисленных статей в журнале «Вопросы философии и психологии», который он издавал совместно с братом Алексеем, постоянный почетный член Московского психологического общества.

Слава династии Абрикосовых отнюдь не ограничивается этими именами.

aleksey-abrikosov-s-vnuchatamiСын Ивана Алексеевича Алексей Иванович стал впоследствии известнейшим в мире патологоанатомом, академиком АН СССР, одним из врачей, бальзамировавших тела Ленина и Сталина.

Второй сын Ивана Алексеевича Дмитрий Иванович был последним послом царской России и первым послом России советской в Японии.

Сын Николая Хрисанф был с 1902 г. по 1910 год личным секретарем и доверенным лицом графа Льва Николаевича Толстого.

Правнук Алексея Ивановича Андрей Львович Абрикосов стал знаменитым актером Вахтанговского театра, народным артистом СССР.

Алексей Абрикосов с внучками


Анна и Владимир Абрикосовы в начале века обратились в католичество и стали первыми российскими католическими новомучениками: принявшего священнический сан Владимира в 1922 году просто выслали из страны, а Анну (в католичестве Екатерину) в 1923 году арестовали и сослали в Тобольск. Умерла она в 1936 году, так и не отказавшись от веры. Алексей Алексеевич Абрикосов стал известным физиком-теоретиком, академиком, лауреатом Ленинской премии, директором Института физики высоких давлений им.
Л.Ф. Верещагина АН СССР. Наконец, последний из известных нам наследников
фамилии Дмитрий Абрикосов работает сейчас главным художником в российском представительстве крупной иностранной издательской компании.



Рекомендуем ознакомиться: Маркетинг и реклама «Товарищество Абрикосова Сыновей»

Кто желает подробнее ознакомиться с династией Абрикосовых, предлагаю это сделать самостоятельно – пройдите, пожалуйста, по ссылке: http://www.abrikosovsons.ru/rod_abrikosovyh

Материал подготовила Наталия Лантвоева.

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/