lantvoevaДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЭКСПОЗИЦИЮ
«ЭТИКЕТКА, УПАКОВКА XIX-XX вв.»

 

С особым удовольствием я готовила материал еще об одном великом кондитере ушедшего XIX века – Жорже Бормане.
Харьков относительно Москвы и Санкт-Петербурга не так избалован великим наследием ушедшей эпохи, но имя Жорж Борман хорошо знакомо харьковчанам.

В 1896 году на Кацарской улице в Харькове Борман заложил фабрику, которую потом многие поколения харьковчан будут называть «кондитеркой». Фабрика работает по сей день.
В 1900 году Жорж Борман открыл фирменный магазин розничной торговли, который стал визитной карточкой конфетной фабрики и он был первым в Харькове магазином, который освещался электричеством! Более того, и сегодня, заходя в хорошо знакомый харьковчанам «Ведмедик», мы можем видеть те самые шкафы из красного дерева, которыми магазин был оформлен в начале прошлого века.
Но обо всем по порядку.....

 

«ТОВАРИЩЕСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШОКОЛАДНОЙ ФАБРИКИ «ЖОРЖЪ БОРМАНЪ»

borman

Георгий Николаевич Борман родился в семье известного петербургского фармацевта, но не стал продолжать дело отца, а взялся за кондитерское производство.

Фабрика Бормана не только первой запустила производство шоколада (ежедневно изготавливалось до 90 пудов шоколада), но еще и открыла отдельное производство для ежедневного изготовления свежих конфет. Ассортимент насчитывал 200 наименований: «Аленушка», «Ушки», «Реванные головки», «Якши», «Цукатики», «Сампьючай», «Жмурка», один из самых популярных сортов конфет – «Жорж», «Лоби-Тоби», печенье «Мария», «Альберт», «Тю-тю», «Олли», «Князь Игорь», вафли «Хоровод»... Какао от Жоржа Бормана стало серьезным конкурентом кофе.

В 1876 году Жорж Борман становится поставщиком Императорского Двора с правом изображения государственного герба на своих этикетах, причем существенно раньше своих основных конкурентов. «Товарищество Абрикосов и сыновья» становится таким поставщиком в 1898 г., а «Эйнемъ» - в 1913 г..

Коммерческий успех Борман обеспечил себе новой стратегией, сделав упор на производстве доступных, более дешевых тортов и конфет, которые были бы по карману не только знати.

К 1889 г. фабрика выпускала до 2,4 млн. кг продукции в год: шоколад, мармелад, пастилу, карамель, монпансье, леденцы, конфеты.

Конечно же такое количество производимой продукции требовало достойной упаковки и мероприятий по сбыту.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА

Использование технической новинки. Первый в России устанавливает аппарат по продаже шоколада (1898 г.). Это был домик с черепичной крышей на чугунном основании с надписью: «За опущенную в аппарат 15-копеечную монетку полагается плитка шоколада».
Удачный логотип. Товарный знак товарищества «Жоржъ Борманъ» был одним из наиболее удачных по дизайну в России. Появившийся почти сразу после принятия Закона о товарном знаке от 25 февраля 1896 г. он имитировал печать красного сургуча с оттиском инициалов владельца. Четкий, яркий, без лишних деталей, он сразу и надолго запоминался. Кроме того, положительные ассоциации вызывал сам образ печати, как бы удостоверявшей подлинность и подтверждавшей значимость.

В рекламе и на упаковке продукции фирмы «Жоржъ Борманъ» именно товарный знак почти всегда занимал центральное место. Более того, иногда он заменял все остальные регалии, коих было предостаточно, начиная со знака Поставщика двора Его Императорского Величества и изображения Государственного герба до наград многочисленных выставок.

Брендирование. Говоря современным языком, производители решали и задачи брендинга: придумывали названия сортам изделий, разрабатывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.
Упаковка. Для обеспечения привлекательного вида кондитерских изделий расходовалось по 75 тыс. рублей в год. Были даже созданы мастерские и фабрики, изготавливавшие ящики, жестянки, картонки и коробочки. Причем, практически всё необходимое закупалось у русских мастеровых, и только хромолитографированные картинки заказывались во Франции. В отличие от многих других торговых фирм, товарищество «Жоржъ Борманъ» уделяло внимание и повышению грамотности и культуры своих покупателей.

- Выпускались серии коробок монпансье, на которых были помещены портреты великих писателей с цитатами из их произведений.

- Впервые в истории торгового дела тара стоила чуть ли не дороже того, что в ней находилось. Предполагалось, что сама упаковка в дальнейшем может использоваться в хозяйстве. Для печенья «Смесь для хозяек» изготовлялись коробки с названия¬ми не самого печенья, а продукта, который впоследствии должен был там храниться - «Мука», «Сахар» и т.п. Это побуждало хозяек приобретать новые коробки с печеньем из этой серии.

Этикетка. Шоколадные плитки украшали изображения национальных костюмов народов разных губерний Российской империи.

Оформление мест продаж. Витрины фирменных магазинов Бормана манили покупателей красочными этикетками, бонбоньерками из атласа и шелка, бархата с металлической отделкой, украшениями из искусственных цветов и художественной литографией.

Стимулирование продаж:

- выпускались тематические серии шоколада: «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири», «Спорт».
- первое шоколадное яйцо с символикой внутри (там была именно символика, а не игрушка для ребенка) произвел Жорж Борман. Внутрь яйца помещали крестик, маленький костел или православный собор.
- в коробки вкладывались бумажные заготовки и инструкции, по которым юный покупатель своими руками мог создать поделку, которую сегодня назвали бы «оригами».

Реклама на автомобилях. Одним из первых в России приобрел пять автомобилей, только начинавших входить в жизнь современников.
На их бортах красовалось название торговой марки: «Жоржъ Борманъ» (1904 г.).

 

 

 Рекомендуем посмотреть - История бренда «Товарищество «Жоржъ Борманъ»»

 

 

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/