lantvoeva

 ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЭКСПОЗИЦИЮ

«ЭТИКЕТКА, УПАКОВКА XIX-XX вв.»

 

Говоря о высоких образцах парфюмерного искусства, мы чаще всего мысленно переносимся во Францию, родину изысканных ароматов. А вот российские духи, увы, у современников едва ли вызовут восторженные эмоции. Сложно в это поверить, но когда-то Россия являлась производителем парфюмерной продукции, которая конкурировала с европейской и была не просто равной среди равных, а лучшей среди лучших. Отечественные парфюмеры удостаивались высочайших наград на престижных мировых торгово-промышленных выставках. Правда, речь идет о России дореволюционной.


«ТОВАРИЩЕСТВО БРОКАР И Ко»

brokar-mФабрика 25-летнего коммерсанта Генриха Брокара открылась в 1864 году в Теплом переулке, в Москве. Впрочем, фабрика – громко сказано. Под производственные нужды было спешно подготовлено помещение бывших конюшен.
И первые партии мыла выходили из стен, пропахших конским навозом. Сам хозяин непосредственно руководил технологическим процессом и не боялся испачкать руки (сказались уроки американского бизнеса).
Кроме него в варке мыла участвовали еще двое – ученик Алексей Бурдиков, будущий известный мастер, и рабочий Герасим.

Генрих Афанасьевич с раннего утра работал в лаборатории парфюмерии. А маркетинговые задачи решала его жена Шарлотта Андреевна.

Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала новые бренды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И РЕКЛАМА

Семейный тандем стал творческим союзом Брокаров, рекламные ходы их были очень эффективными:

 

УНИКАЛЬНОЕ ТОРГОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (УТП)

Шарлотта знала, что русские аристократы пользуются мылом, выписанным из Франции, и сочла, что правильнее ориентироваться на простых людей. Но простые люди не покупают мыла. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы заинтересовать их покупкой мыла. Она предлагает создать дешевое мыло для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше – с буквами алфавита, а для взрослых – разноцветное мыло в виде овощей.
Подлинным хитом фирмы стало мыло «Народное». Кусок вполне нормального по качеству «Народного» стоил 1 копейку, а оптом – и того дешевле. В это же время цены у конкурентов ниже 30 копеек не опускались. Неудивительно, что даже крестьяне, никогда ранее мылом не пользовавшиеся, именно «Народное» начали закупать на ярмарках ящиками.

 

УПАКОВКА МЫЛА

Мыло в форме коробочки-посылки с наклейками на немецком языке, как бы обернутой суровой тканью и перетянутой жгутом.

Новогодняя игрушка – коробочка «ушат», выполнена из деревянного шпона, по верхней кромке вклеен фунтик из серого атласа, что дает возможность вложить в «ушат» продукцию фирмы.

Упаковка-подарок «голыш в ванне». В металлической ванночке, покрытой сверху яркой блестящей краской, в голубой вате, как в пене, лежит пластмассовая куколка. Ванночка эта является футляром для мыла.

Изготовление наборов – коробочки разной формы и оформления, выполненные вручную с большим художественным вкусом и тонкостью исполнения, в которые вкладывалась продукция фирмы «Брокар и Ко»: духи, одеколоны, саше, озонаторы воздуха, пудра, кремы и многое другое.

 

ФОРМА САМОГО МЫЛА

Первым продуктом производства явилось «Детское мыло» с русским алфавитом; на каждом куске – по одной вытесненной букве. И многие россияне потом признавались, что «читать учились по Брокару» – это о его «Детском» мыле».

Мыло «Шаром» – это сорт прозрачного мыла, имеющего идеальную шарообразную форму в 1 вершок диаметром.

Мыло «Огурцом», которое своим видом производило впечатление настоящего огурца и в то же время являлось хорошим туалетным мылом.

Новогодние игрушки – набор мыла «Слоники». Оно находится в коробке, разделенной на 10 ячеек, в каждой из которых упаковано по одному кусочку.

Набор мыла в форме мандаринов, упакованных в коробку из картона в виде деревянного ящика с ячейками, устланными сухой соломой. По краю коробка оклеена ажурной белой бумагой. Мандарины имеют веточку с двумя тиснеными бумажными листиками. На крышке надпись «Мандарины», «Товарищество Брокар и Ко. Москва». В левом верхнем углу герб: двуглавый орел и дата «1896».

 

ЭТИКЕТКА

Продукция московской фабрики начала завоевывать общероссийский рынок. Неудивительно, что появились подделки. Брокар быстро придумал, как с ними бороться, введя особую этикетку для всех видов своих товаров. Это был первый случай использования маркировки в России.

 

АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ

Ни одно крупное событие в жизни империи не проходило без того, чтобы Брокар не приурочил к нему выпуск нового сорта мыла.

К выставкам, на которых продукция фирмы неизменно занимала призовые места, варилось мыло «Выставочное», к ярмаркам – «Ярмарочное», для юбилеев делалось красочно упакованное «Юбилейное», для дам – «Дамское», для мужчин – «Мужское».
В начале Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.) в продаже появилось мыло «Военное», а в день, когда русские войска с победой вошли в Плевну, на парфюмерных прилавках появилась помада и мыло «Букет Плевны» – Брокар к таким событиям всегда готовился заранее.

 

УПАКОВКА ПАРФЮМА

Генрих Афанасьевич Брокар был автором замечательных духов «Персидская сирень», «Дивный ландыш», «Душистый горошек» и др., которые пользовались огромным спросом у дам. В качестве новогоднего подарка духи вкладывались в коробочку в виде сумочки, обтянутой розовым атласом; по бокам она оклеена ажурной золотой тесемкой с бахромой, на боковине – тисненая женская головка. Есть также в этой коллекции коробочка в виде муфточки с белой тисненой розочкой.

Брокары не забывали и о мужчинах. Мыло «Малакодерм» для бритья в футляре из белого серебристого металла с рельефным узором в стиле «модерн» – хороший новогодний подарок для мужчины. В упаковку в виде головы охотничьей собаки вполне умещался пробник мужского одеколона.

 

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА, АКЦИИ

Открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десятка), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов – духи высшего сорта, одеколон, люстрин для волос, туалетный уксус, вазелин, пудра «Лебяжий пух», пуховка, саше, помада и мыло, шампунь и др. – будет продаваться за…1 рубль. Властям пришлось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить чудовищную давку.
В результате по требованию властей уже в 3 часа дня магазин пришлось закрыть, так как конная полиция не могла сдержать толпу желающих отовариться сказочным набором. К счастью, обошлось без жертв, однако нескольких помятых дам пришлось-таки ненадолго госпитализировать. За шесть часов работы было продано более 2000 комплектов, то есть продавали пять-шесть коробок в минуту.

 

ОТСТРОЙКА ОТ КОНКУРЕНТОВ

Еще один эффектный прием принес Генрих Брокару массу новых покупателей.

В 1873 году к визиту в Москву Великой Княгини Марии Александровны, Брокар заказал и отдушил натуральными ароматами букет восковых цветов, составленный из роз, ландышей, фиалок, нарциссов и преподнес их Княгине. Мария Александровна была в восторге, и товарищество «Брокар и Ко» в 1874 году удостоилось звания придворного поставщика Государыни.

Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С первой задачей Брокар справился довольно легко, использовав полученные в США знания по модернизации технологического процесса. А вот со второй…

Сенсацией Первой Всероссийской Промышленно-художественной выставки (1882 г.) стал фонтан, который бил в центре павильона. Его струи испускали необычный аромат. Генрих Брокар, вложив в создание фонтана немалые деньги, не прогадал. Его новая продукция – одеколон «Цветочный» – была презентована чрезвычайно эффектным и эффективным способом. Струи одеколона, образно говоря, промыли мозги потенциальным потребителям. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Выставка закончила работу, а по Москве еще долго бродили, благоухая «Цветочным», магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники – основной контингент потребителей продукции Брокара.

Уже в 1913 году у Товарищества «Брокар и Ко» было два государственных Герба: полученный в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде и Малый Государственный Герб, пожалованный ему в 1913 году вместе со званием «Поставщика Его Императорского Величества». Это свидетельство высшего признания. В юбилейный для династии Романовых год поступают в продажу знаменитые духи «Любимый букет императрицы».

 

ИМПЕРИЯ БРОКАРА

К началу ХХ века фабрику стали называть «Империей Брокара». К 1914 году фабрика обладала 8 золотыми медалями, полученными на Всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах.

В 1914 году в Москве открываются четыре магазина Брокара, расположенные в самом центре Москвы: на улицах Никольской, Тверской, Арбате и на Кузнецком мосту.



Рекомендуем ознакомиться: История бренда «Брокар и Ко»

                                                 Бренд духи «Красная Москва»

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/