image003ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ  НА ЭКСПОЗИЦИЮ

«ЭТИКЕТКА, УПАКОВКА XIX-XX вв.»

(Продолжение темы)

 

Одним из самых любимых напитков в нашей стране является пиво, прекрасно утоляющее жажду и являющееся непременным атрибутом похода в баню или дружеских посиделок за просмотром футбольных матчей.

 

image004

Огромная популярность напитка и довольно простая технология его производства привели к тому, что любой продуктовый магазин может похвастаться сотней сортов бутылочного пива.

Выделиться на общем фоне производителям позволяет пивная этикетка, впервые появившаяся в Европе в конце XIX столетия. Именно в то время европейские типографии начали применять в промышленных объемах метод цветной литографии.

image006Пивовары одними из первых сообразили о преимуществах новинки, и пивные бутылки стали украшаться этикетками, на которых изображался:

- товарный знак производителя,

- имя владельца пивоварни,

 - сорт пива,

- место расположения пивоварни.

 

Первые пивные этикетки в России настолько обильно украшались вензелями и гербами, оригинальными шрифтами и виньетками, что могли составить конкуренцию предметам искусства.

Тем более что трудились над ними такие признанные мастера, как Васнецов и Билибин: рекламный плакат последнего для ресторана «Новая Бавария», изображающий русских бояр у пивной бочки, можно считать настоящим шедевром.

 Еще одним подтверждением того, что пивная этикетка и искусство неотделимы друг от друга, может стать пример того, что в начале ХХ века пивные наклейки, как и вся культура, испытали на себе влияние модернизма.

В этот период на пивных бутылках стали появляться этикетки различной формы: круглые, фигурные, многоугольные. Сюжет наклеек также стал меняться: стилизация под старину канула в Лету, и все чаще можно было встретить логотипы или сюжетные рисунки.

Например, известное всей России Калинкинское товарищество стало выпускать пивные бутылки с этикетками, на которых был изображен глобус. Тогда же стали появляться на наклейках изображения наград с международных или российских конкурсов, а также громкие надписи, свидетельствующие о том, что именно данная пивоварня является поставщиком императорского двора.

image007

 

 

 

Само название,
как по мне,  уже шедевр: «Самокатное»

 

   

 

image009

 

image010

 

 

Столовое вино помню. Столовое пиво… нет.

 

 

 

 

 

 

 

image011

 

 

Этикетка прямо экспортная вся!

 

 

 

 

 

 

image012

image013Наши деды были гурманами.

 

 

 

image015

 

 

 

 

 

Перенос слова позабавил: «Пивова»- «ренное».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image017Медальки за конкурсы – это оттуда еще, с тех времен!

 

 

 

 

 

Заводской розлив, не сельский.image019

image021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пиво для Императора.

 

 

 

 

 

 

 

 

image023

 

 

 

 

 

Логотипчик с буквами «Н» и «Б» прикольный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image025

 

 

 

 

 

…Его импер. Величества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image027

 

 

 

 

 

Тут и пиво, и портерная лавка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image029

 

 

 

 

 

Не пивная, а армейский шеврон.

 

 

 

 

 

 

 

 

image031

 

 

 

Красиво…

 

 

 

 

 

image032

 

 

 

 

 

 

Информация для иностранцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

image034     image036

Ремни такие увесистые!

 

image037

 

 

 

 

 

Просто круто!

 

 

 

 

image038

 

 

 

 

 

 

 

Народный стиль прослеживается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


image041

 

 

 

Империализмом повеяло…

 

 

 

 

 

 

 

 

Революция не прошла бесследно и для такого, казалось бы, аполитичного продукта, каким, безусловно, является пивная этикетка.

Во-первых, изменились названия почти всех сортов пива: «Венское» пиво стало продаваться под маркой «Жигулевское», баварский сорт «Мюнхенское» переименовали в «Украинское», а любимое многими за свои традиции «Пильзенское» стало вдруг «Рижским».

Коснулись изменения и наименований предприятий. Так, популярное Калинкинское товарищество, известное многим своим глобусом на этикетке, переименовали в завод имени Степана Разина.

Все наклейки в стране стали унифицированными Государственным стандартом и не отличались ни разнообразием, ни художественными изысками: в стране тотального дефицита это, в принципе, и не было нужно.

Ситуация в корне изменилась в девяностые годы, когда пивные компании стали появляться как грибы после дождя. Высокая конкуренция заставила производителей задуматься не только о массовых рекламных кампаниях, но и о качестве пивных этикеток.

В результате сегодня можно наблюдать невероятное многообразие форм, цветов и способов оформления пивных бутылок, тем более что на рынок в большом количестве зашли пивовары из Европы, обладающие невероятно богатыми традициями не только в технологии изготовления пива, но и в оформлении бутылок.

Именно благодаря конкуренции производители не только совершенствуют качество пива, но и серьезно работают над полиграфической составляющей продукции, позволяющей с удовольствием брать в руку бутылку с эффектной этикеткой.

 

ЭТИКЕТКИ ПИВА, ПРОИЗВЕДЕННОГО В ХАРЬКОВЕ (КОНЕЦ XIX - XX ВВ.)

В одном только Харькове насчитывалось  около 10 пивоваренных заводов:

 

Завод «Новая Бавария Южн. Ж. Д.»  (1872 г.)

  mega-pack1

 

ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД Э.В. МЕССЕРЛЕ  (ХАРЬКОВ)

   image055 image057

image059 image061

image063 image065

 

 

ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД  Я.А. ЭМКЕ

image067 

 

 

ПИВО-МЕДОВАРЕННЫЙ ЗАВОД И.Н. БЕЗШКУРКОВА (1886 Г.)

mrga-pack2

 

 

 

 

ПИВОВАРЕННЫЙ ЗАВОД ИГНАТИЩЕВОЙ

 image081 image083

image085 image087

image089 image091

image093 image095

image097 image098

image100 image102

image104 image106

 

ПИВО-МЕДОВАРЕННЫЙ ЗАВОД А.Н. КАРЫТИНОЙ

    image110 image108

 

 

ПИВО-МЕДОВАРЕННЫЙ ЗАВОД А.П. ОЛЬХОВСКОГО

 image112 image114

image116 image118 image119

       

 

 

ДАНИЛОВСКИЙ  ПИВО-МЕДОВАРЕНЫЙ ЗАВОД

image121 image123 image124

image126 image128 

 ФАКТЫ О КИЕВСКОМ ПИВЕ 

В 1742 г. ведро пива в Киеве стоило 17 копеек. Тогда еще не было больших заводов. Пиво варилось только в частных «броварнях».

В 1857 году в городе уже работали 3 пивоваренных завода.

А к 1874 году их количество удвоилось.

В конце  XIX века киевское пиво употребляли не только в Киеве, но и за его пределами.

Среди потребителей называли по имени их владельца, но киевские заводы имели еще и номера, которые им присваивало губернское акцизное управление.

Так, под №1  значилось  Общество  Киевского  пивного завода,

под № 2 – Южно-Российского общества пивных заводов,

под № 3 – завод Р. Рихтера,

под № 4 – завод В.Я. Рихтера,

под № 5 – завод  К.Ф. Марра,

под № 6 – завод С.Г. Слюсаревского,

под № 9 –  завод Шульца,

под № 33 – завод «Южная Бавария» С.Ф. Шевченко.

Был еще и завод Киево-Печерской лавры, но к тому времени он уже не варил и номера
соответственно не имел.

А вот как выглядели пивные бутылки в то время:

image131

 

image134            

 

Этикетка:  Пиво Баварское, Киевский завод.

image135

 

Этикетка:  Пиво Товарищество Киевского пивоваренного завода.

image136

 

ПИВНЫЕ ФАРФОРОВЫЕ ПРОБКИ

image138

 

Пройдемте дальше…

Материал подготовила Наталия Лантвоева.

Источники информации:

  1. http://spoligraf.com/add/stati/904-istorija-pivnoi-ehtiketki
  2. Статья: История пивной этикетки.
  3. Статья: Пивные этикетки России. Блог  Ирека Насырова.
  4. Статья: Киевское пиво. Блог Необычный Киев.
  5. Про пиво советской империи.

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/