image002ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЭКСПОЗИЦИЮ

«ГАЗЕТНАЯ РЕКЛАМА, ИЛИ РЕКЛАМА
В ПРЕССЕ
 XIX и XX вв.»

 

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

 

РЕКЛАМА БАННЫХ УСЛУГ

image004О русских банях писали многие иностранные путешественники и ученые.

Византийский историк Прокопий  Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти.

 

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах – радость и улыбка», – так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

image006Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором».

Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины – на другой.

И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу  того же возраста – соответственно в мужскую.

 

ТОРГОВЫЕ БАНИ

image007В старину каждый уважающий себя симбирянин, будь он богатый или бедный, стремился построить во дворе собственную баню – не только для мытья, а и для лечения, так как жарко натопленная баня считалась лучшим лекарством от простуды, ломоты костей и других болезней.

 Но в губернских городах, подобных Симбирску, всегда было еще и много приезжих, для них устраивались платные общественные бани. Приезжие сосредотачивались обычно возле базаров и ярмарок, потому и бани строились поблизости от них. Не случайно старое называние их – торговые бани.

Первоначально торговые бани были чем-то вроде постоялого двора. За определенную плату в них можно было не только помыться с дороги, но и получить ночлег, закусить, поставить лошадь. Понятно, что состояли такие бани из нескольких помещений. Права на содержания торговых бань долгое время сдавались городами на откуп частным лицам сроком на два-три года. Поскольку они приносили хорошую прибыль, то в больших городах желающих получить откуп было достаточно.

До пожара 1864 года в Симбирске была всего одна торговая баня с «номерами», и та не соответствовала санитарным нормам. Местная газета писала, что баня «представляет ряд каких-то грязных, сырых и темных конурок, где надобно мыться с опасностью потерять как свою последнюю чистоту, так и здоровье.
К довершению всего в комнате при бане так же жарко, как в самой бане; следовательно, нет места, чтобы отдохнуть и освежиться после банного пара... в коридорах бани такой неприличный запах, что свежему человеку пробыть пять минут в такой атмосфере совершенно невозможно... Впрочем, и в нашей бане несмотря на жалкую обстановку иной раз приходится уезжать, не дождавшись номера». В пример автор статьи приводил Казань, где было пять хорошо обустроенных общественных городских бань.

К концу XIX века в России роль ночлега перешла исключительно к гостиницам, а торговые бани стали использоваться по своему прямому назначению. Их популярность постепенно росла. Из-за земельной тесноты уже далеко не каждый горожанин имел возможность построить рядом с домом собственную баню, к тому же из-за опасности пожаров городские власти запрещали летом топить частные бани, вот и приходилось горожанам ходить в общественные. Даже зажиточные люди часто пользовались такими банями, приходя туда со своими слугами, которые их и мыли. Со временем в лучших «дворянских» банях появились свои мойщики или, как их называли, банщики.

С 80-х годов ХIХ века торговые бани стали строить предприниматели, получившие на то разрешение от городских властей. На берегу Свияги в начале улицы Ленина (дом №8) стоят сохранившиеся до наших дней обветшалые кирпичные корпуса бывших торговых бань, построенных в 1880 году иностранным подданным А.Ф. Кохом. В 1887 году их владельцем стал купец И.С. Буранов, после чего они стали известны как «Бурановские бани». В 1896 году ишеевский крестьянин П.Е. Богатырев выстроил недалеко от Ярмарочной площади в Молочном переулке двухэтажные каменные бани (ныне дом №6). В 1903 году (дату их закладки владелец указал в декоративной отделке на фасаде здания) мещанином А.И. Козловым такие же бани были построены на Кирпичной улице (ул. Мира, 25), где они размещаются до сих пор.

Примерно в то же время в Овражном (Комсомольском) переулке недалеко от Базарной площади появились бани «Прогресс», одни из самых престижных в городе. Ими владела семья купцов Колосовых. Бани назывались «дворянскими» по качеству предоставляемых услуг и ценам на них. Помимо общего помещения, в бане были и отдельные «семейные» номера.

Но, видно, так уж повелось в Симбирске, что и в этих банях качество услуг оставляло желать лучшего. В 1917 году одна из местных газет писала: «Алчность симбирских банщиков проявляется в ничем не обоснованном повышении цен за посещение их заведений. Этим особенно отличается владелец бань «Прогресс», в заведении которого к тому же творятся возмутительные безобразия, включая кражу обуви и белья посетителей в мужском и женском отделениях». Перед революцией в городе было десять общественных бань.

Реклама бани в справочнике «Весь Харьков», 1913 год.
image009Первоклассные Бани
П.Н. Ванифатова. По своему техническому оборудованию не имеют конкуренции. Просим обратить внимание  на главное преимущество. Комфорт и чистота, усовершенствованная вентиляция, лещатый пол, мрамор и много воздуха.
Предупредительная и вежливая прислуга. Отдельные номера  с ванною, общие дворянские  с душами, где стены лещатые. Комфортабельный зал, особые приспособления  для раздевания. Зеркала, электричество и постоянно чистое белье. Пар по желанию сухой, турецкий и мягкий. Цена: отдельный номер – от 1 руб. до 2руб. 50 коп., общие дворянские –
35 коп. и 50 коп. Общие народные второклассные – 20 коп., за пользование ванною (допл.) – 20 коп.  При банях ПЕРВОКЛАССНАЯ ПАРИКМАХЕРСКАЯ. Открыты бани  ЕЖЕДНЕВНО  с 8 утра до 10 час. вечера, кроме дней праздничных. Трамвай, конка тут же баня (остановка Павловской площ).

 

ЧТОБЫ БЕЛЬЕ СТАЛО ЧИСТЫМ

image010Почти все обеспеченные домохозяйки прибегали к помощи прачек.

Этот наемный женский труд был самым тяжелым и неблагодарным из всех женских профессий. Как правило, в прачки в поисках работы нанимались бедные деревенские девушки. А так как  колодезная вода совсем не годилась для стирки, и в ней было трудно даже прополоскать белье, то прачкам приходилось полоскать уже откипяченное белье в Свияге. Там специально для прачек на средства города была оборудована «платьемойня» – сколочен длинный широкий и низкий помост над водой, зимой вокруг него специально вырубался лед, чтобы процесс полосканья не прерывался.

Понятно, что постоянное полосканье в ледяной воде до добра не доводило. У прачек распухали суставы, ранний артрит уродовал руки, многие девушки рано становились инвалидами. Единственное, что город мог тогда сделать для прачек, – это соорудить над мостками навесы, защищающие от холодного ветра и дождя. Труд прачек несколько облегчился с появлением ручных стиральных машин.

В начале ХХ века они хлынули в Россию через Варшаву целым потоком. Выглядели эти машины куда скромнее современных электрических помощниц. Да и стоили очень дешево. Товарищество «Двигатель» всего за 1 рубль 30 копеек (для сравнения: столько стоил цветочный одеколон) предлагало женщинам ручную стиральную машину «Пауля», товарищество «Лондон» – машину «Гушка».

 Принцип стирки был у них одинаков. Машину, главным механизмом которой были буковые валики, ставили в лохань с бельем и мыльным раствором и с обеих сторон несколько раз прокатывали валиками. За один раз такой машиной можно было выстирать двенадцать носовых платков или восемь полотенец, или четыре пары чулок. Еще два варшавских предпринимателя Ш. Розенталь и Н.Ф. Чиднер через газету «Нива» расхваливали «чудо ХХ века» ручной аппарат прачка-американка «Колумб».

Как гласила реклама, машина стирала воздухом всякое белье более 200 штук в час. При этом величина машины не превышала аршина (71 см) и стоила она около пяти рублей. Но самой лучшей считалась машина «Европа», стоящая целых 40 рублей (столько же, сколько два флакона хороших французских духов).

 

Пройдемте дальше…

 

Материал подготовила Наталия Лантвоева.

Источники информации:

  1. Громова Т., Сытин А. «Торговые бани».
  2. http://www.istorya.ru/articles/banya.php

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/