image002ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЭКСПОЗИЦИЮ

«ГАЗЕТНАЯ РЕКЛАМА, ИЛИ РЕКЛАМА
В ПРЕССЕ
 XIX и XX вв.»

 

История рекламы в прессе уходит в далекое прошлое. Первые объявления под рубрикой «Разыскиваются» были обнаружены еще на папирусах египтян и древних греков, обещающих награду за возвращение беглых рабов. Однако действительное рождение прессы произошло гораздо позже, лишь в пятнадцатом веке.

 

РЕКЛАМНЫЕ АГЕНТСТВА XIX И XX ВВ.

image004

Именно в это время в результате бурного развития торговли в европейских странах начал формироваться устойчивый спрос на информацию. Его удовлетворение оказалось возможным благодаря технологическому прорыву - изобретению печатного станка Иоганном Гуттенбергом.

Первые печатные листки выходили нерегулярно, небольшими тиражами, с несистематизированным содержанием. Лишь в семнадцатом веке по всему цивилизованному миру начали издаваться настоящие периодические печатные издания. Так, в 1631 г. во Франции тиражом 1200 экземпляров вышла первая ежедневная газета «Gazett». Наравне с новостями она публиковала и рекламу.

В 1657 г. в Англии начала печататься «The Public Adviser». Это издание полностью состояло из объявлений.

В 1673 г. в этой же стране появляется первая рекламная газета, которая распространяется бесплатно – «City Mercury».

В 1690 г. выходит первая американская газета.

Развитию прессы этого периода способствовала как готовность людей к потреблению информации, связанная с повысившимся уровнем грамотности населения, так и экономическая выгодность издания периодики.

На протяжении многих лет реклама в прессе была исключительно текстовой. Но в1680 г.
в европейской рекламе появляются иллюстрации, безусловно усиливающие воздействие на потребителей.

В восемнадцатом веке рекламе в Европе оказывают внимание уже не только коммерческие, но и властные структуры. Так, в 1752 г. английский парламент принимает первый закон, регламентирующий рекламную деятельность.

В девятнадцатом веке в европейских странах быстрыми темпами развивается промышленное производство. Складываются новые экономические условия. Существенно усиливается спрос на рекламу в прессе, и, как следствие, растут ее объемы и цены.

image006На рекламном рынке, кроме компаний-рекламодателей и изданий-рекламоносителей, появляются новые участники – рекламные агентства. Растет потребность в рекламных специалистах. В Германии выходит первое учебное пособие «Как писать рекламные объявления».

Журнал «Огонек»

1899 год. Первый раз «Огонек» родился в Петербурге как литературно-художественное приложение к «Биржевым ведомостям».

1902 год. Благодаря усилиям издателя В.Проппера «Огонек» стал самостоятельным, дешевым и очень популярным иллюстрированным журналом с тиражом 120 тысяч, уступавшим только «Ниве».

 

Через 6 лет паузы советский журналист  из Киева Михаил Кольцов (Фриндлянд), который приехал покорять Москву решил возродить журнал. Он привлек лучших авторов и художников того времени, используя новые средства привлечения читателей (первый в СССР начал печатать кроссворды). Благодаря острым темам и подаче материала уже
в 1923 г. тираж газеты составил  42 тысячи,

в 1924 – тираж125 тысяч,

в 1925 – тираж превысил полмиллиона!

Михаил Кольцов организовал при издании рекламное бюро, создававшее и размещавшее рекламу не только в журнале, но и по всей стране, включая крупные региональные издания.

image008image010Рыночному подъему «Огонька» во многом способствовало собственное рекламное агентство (бюро), создавшее и размещавшее рекламу не только в своем журнале, но и по всей стране, включая крупные региональные издания.

 

 

 

УДАЧНЫЙ ПОВОРОТ направляет судно к точно намеченной цели. Удачный поворот Вашему предприятию может дать умелая и дешевая реклама в провинциальных газетах.

Обратитесь в рекламное бюро «ОГОНЕК» и там Вам предложат: Практические идее, рациональные тексты, первоклассные рисунки, подходящие издания, самые выгодные условия, бесплатные клише. БЮРО ОБЪЯВЛЕНИЙ «ОГОНЕК». Москва, Тверская, Благовещинский пер.,3, тел. 4-00-08

ВЫ СВЯЗАНЫ массой разных мелочей, которые мешают Вам развить руководимое Вами предприятие. Увеличить Ваш оборот можно при помощи рациональной рекламы, заключающейся в правильном пользовании  рекламными средствами, останавливающими внимание на внешнем  виде Ваших объявлений и их интересном содержании. Обратитесь в Рекламное бюро «Огонек» и вам охотно дадут все указания, составят немедленно и бесплатно проект и смету рекламы, пришлют к Вам для подробных объяснений. РЕКЛАМБЮРО «ОГОНЕК». Москва, Тверская, Благовещинский пер.,3, тел. 4-00-08

ВСЕ ВИДЫ РЕКЛАМЫ, САМЫЕ ВЫГОДНЫЕ УСЛОВИЯ.

Профессионализма кольцовскому  агентству было не занимать: в колонтитуле по одной стороне разворота шла строка «Польза объявлений в Огоньке гарантировано исключительным тиражом журнала», по другой – тариф на размещение рекламы.

 

image012Тариф непрерывно рос, и с  1926-1930 гг. увеличился ровно вдвое и составлял 3000 руб. за одну страницу и 5 руб. за одну строку (не считая налога 10%), причем цена годовой подписки на журнал была всего лишь 4,80 руб.

 Для сравнения:

буковый венский стул  стоил 6 руб. 75 коп.,

средняя кровать (английская с никелированными шариками) – 50-60 руб.,

 велосипед – 150 руб.,

 мотоцикл – 800 руб.,

автомобиль Форд – 2000 руб.

Однако, справедливости ради, надо сказать, что многие рекламисты как сейчас, так  100 лет назад, грешат тем, что используют себе во благо те идеи, которые были уже изобретены до них. Ну и действительно, зачем?

И яркий пример того все то же рекламное бюро «ОГОНЕК»… Вот «первоисточники» этой рекламы – разработка талантливых рекламистов из Центральной конторы объявлений Торгового дома «Л.и Э. Метцль и К», середины XIX. 

image014

Эта  контора была практически первым рекламным агентством  на территории царской России. И именно ее владельцу  принадлежит крылатая фраза: «Реклама – двигатель торговли». В оригинале, правда, звучало: «Объявление – двигатель торговли», но от этого суть идеи не меняется.

 

ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ ИЗДАНИЕ «ВОСКРЕСНОЕ ПРИБАВЛЕНИЕ»

image015О рекламе церковных и не только товаров в благочестивом издании 1909 г. 

Реклама – зеркало общества. Читая дореволюционные газеты и журналы, мы узнаем, как мыслили, чего чаяли, какими хотели видеть себя и окружающий мир наши предки. Рекламные же объявления, перемежающие статьи, расскажут нам об их будничном быте – и не только о нем…

Приложения к крупной газете «Сельский вестник» – ежемесячный журнал «Бог-помочь» и «Воскресное прибавление» открывают нам немало о жизни одного из самых традиционных слоев русского общества начала ХХ столетия – крестьянства. Как жил сельский хлебопашец, чем интересовался, какими недостатками страдал.

Характер этих изданий весьма благочестив: почти в каждом выпуске – проповедь, нравоучительный рассказ, повествование о святынях, рассказы по истории Церкви; есть и практические советы по ведению сельского хозяйства, разъяснения законодательства, общеобразовательные повествования – о дальних странах, древних временах.

На последней странице «Бог-помочь» из номера в номер публиковались анонсы новых книг и журналов, а в конце «Воскресного прибавления» – объявления самого разнообразного характера. «Церковные неразбиваемые колокола. Готовые и на заказ» предлагало Товарищество Гатчинского завода А.А. Лаврова. Что ж, вполне уместное объявление – ведь «Бог помочь» выписывали не только крестьяне, но и сельское духовенство (это был отнюдь не «глянцевый журнал для полуверующих», каких немало встречается сегодня).

Еще одно весьма достойное и уместное предложение – подписка на духовно-литературный иллюстрированный журнал «Русский паломник» и литературно-исторический журнал «Светоч». То же издательство предлагало приобрести первое полное собрание сочинений святителя Димитрия Ростовского и «Благовестник» (толкование на Евангелие) блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Рядом с этим объявлением разместил свою рекламу журнал «Сельский хозяин», предлагавший, помимо основного своего издания, множество практических руководств: «Выбор лошади», «Производство мебели и корзин из ивы и камыша» и т.п.

Вообще, реклама товаров, полезных в быту и хозяйстве, но отнюдь не относящихся к духовной жизни, занимала едва ли не основное место на странице объявлений «Воскресного прибавления». Это еще раз напоминает нам о том, что для жителя Царской России не было свойственно разделение жизни на «светскую» и «духовную» стороны – оно появилось вместе с насильственным отделением Церкви «от государства» (читай: от общества). Верующий мирянин освящал повседневный труд молитвой о спасении себя и тех, с кем приходилось сталкиваться, просил Бога и об успехе земных дел, не считая их чем-то «нечистым».

Находил время для вполне благочестивого отдыха (в «Воскресном прибавлении» не раз печаталась реклама фисгармоний и прочих музыкальных инструментов, граммофонов, елочных игрушек). Крестьянин пахал землю, купец вел свое дело, политический деятель радел о благе общества, – и ни «черный труд», ни коммерция, ни политика не почитались делом, недостойным христианина. Поэтому – а вовсе не потому, что Православию не место в данных областях, – до революции не было понятий «православный купец», «православный врач», «православный юрист».

Верующими были почти все – и потому вера не исключалась из практических сфер жизни, а была тем «общим знаменателем», о котором не обязательно говорить, но который определяет все. Традиции служили корнями, от которых шел рост, развитие общества, – и потому прогресс (мы говорим о практической стороне жизни) мог вовсе не противоречить им.

Дореволюционные составители рекламы применяли для привлечения внимания читателей примерно те же приемы, что и нынешние. Например:

«ЧУДО! Ручной аппарат «Прачка-Американка» стирает белье воздухом. …ДАРОМ высылаю описание…» Слова «Чудо» и «Даром» приковывают внимание обывателя, а на деле выходит, что приобретение чудо-аппарата все же придется оплатить. Кстати, не безынтересно, хорошо ли справлялась со своими функциями сия праматерь стиральных машин».

Достаточно распространенным у современных светских рекламщиков был прием:

«5000 ЧЕЛОВЕК умирает ежегодно от экземы, которая наносится парикмахерами во время бритья. Поэтому щадите свое здоровье и брейтесь сами» – призывал продавец бритвенных станков. Кстати, стоили эти станки весьма недешево – 2 р. 50 к. За такую же сумму можно было приобрести туалетное зеркало «заграничной выделки», игравшее различную музыку.

«Вино (разрешенное к продаже) из специальных трав И.И. Гиероглифова. Каждый, испытавши это вино, вполне убедится в его благотворном действии на весь организм. Брошюра с описанием свойств и значения полезных трав высылается по-прежнему, за 14 копеек» – в рекламе вина акцент делается на его целебных свойствах.

 

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ СОВРЕМЕННЫХ БЛАГОУКРАСИТЕЛЕЙ ХРАМОВ:

«Вечная крыша» – действительно та! Которая покрыта оцинкованным гальванизированным, никогда не ржавеющим железом завода Т-го Д-ма «Н. В. Череповъ»;

«Художественная мастерская П. И. Громова исполнит собственноручно иконостасные работы на прост. и кипарисн. дер., украш. позол. чеканк. с эмалью, заказ. выполняется безъ задатка»;

«СКЛАДЪ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРИ, ИКОН, КИОТ И ЛАМПАД Федора Григорьевича Залетова, Москва, Верхние ряды, № 138. Принимаются всевозможные заказы. Иллюстрированный прейскурант высылается бесплатно».

Интересно, каковы были преимущества хороших периодических изданий начала прошлого века…

«Открыта подписка на иллюстрированный детский журналъ «ДОБРОЕ УТРО!», самый интересный детский журналъ, такъ какъ главное место въ немъ отведено приключениямъ на суше и на море, путешествиямъ, юмористике и спорту. Адрес редакции: Москва, Петровка, Салтыковский пер., домъ 4, 2 руб. въ годъ съ доставкой».

Реклама в периодике начала ХХ столетия была уже явлением практически повсеместным. Так, газета «Голос правды» опубликовала в своем рекламном модуле не только предложение о подписке, но и краткий прайс-лист: «Объявления принимаются: впереди текста – 80 к., позади текста 30 к. за строку».

Та же реклама газеты «Голос правды» дает нам представление о конкурентных преимуществах периодических изданий того времени: ««Голос правды», располагая корреспондентами во всех культурных центрах России и Западной Европы, имеет возможность давать телеграфные сведения обо всех выдающихся явлениях европейской жизни и обладает самой широкой осведомленностью».

Публикация объявлений оказалась очень прибыльным делом. Чтобы издатели не перегибали палку, были установлены строгие нормы на объем рекламы в периодических изданиях. Скажем, в «толстых» журналах из 80 (в среднем) страниц коммерческими объявлениями можно было занимать не более 14. А в отношении проштрафившейся чем-либо прессы, начиная с 1870-х гг., власти применяли очень чувствительную меру административного наказания: изданию могли запретить публикацию частных объявлений на срок от 2 до 8 месяцев. Убытки это сулило огромные.

 

Пройдемте дальше…

 

Материал подготовила Наталия Лантвоева.

Источники информации:

  1. Сергейчук А. Дореволюционное издание «Воскресное прибавление»
  2. http://alkrylov.livejournal.com/274833.html
  3. http://www.tavrmedia.ua/radioexpert/reading-house/shedevryi-staroy-reklamyi/

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/