image002ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ЭКСПОЗИЦИЮ

«ВЫСТАВКИ, ЯРМАРКИ»

 

РЕКЛАМА В  ПЛАКАТЕ XIX – XX вв. 

Рождение русского торгово-промышленного плаката пришлось на вторую половину 60-х годов XIX века, когда в пореформенной России стали активно создаваться машиностроительные, мыловаренные, пивоваренные, ткацкие и табачные заводы и фабрики. Его быстрому формированию способствовали проводимые в России и в других странах мира мануфактурные и торгово-промышленные выставки и ярмарки.

Всемирная выставка (The Great Exhibition) в Лондоне в 1851 году впервые свела на одной площадке российских и зарубежных производителей. Ни те, ни другие ещё не имели опыта плакатной торговой рекламы, хотя печатали гравированные каталоги своей продукции.

В 1861 году в Петербурге прошла 12-я выставка русских мануфактурных произведений. Уже на этом смотре было отмечено достойное представительство отечественных товаров, что и подтвердила лондонская Всемирная выставка 1862 года. Новым серьёзным смотром российской промышленности стала вторая парижская Всемирная выставка 1867 года, которую посетили многие видные представители русской культуры и искусства.


Участие в выставках потребовало от производителей и продавцов товаров и промышленных изделий разработки красочной представительской рекламы. Заметим, что большого опыта такой демонстрации продукции не было ни у одной из стран-участниц.

Реклама цирка и варьете, распространённая в то время и наследующая традиции

печатного лубка, равно как и реклама книг и журналов, не могли служить примером для создателей корпоративной торговой рекламы. Первоначально образец был найден в декоративных графических композициях в стиле нео-ренессанс, используемых в оформлении титулов книг середины XIX века.

После проведения первых всемирных выставок для фирм-участниц стало общепринятым демонстрировать полученные награды в печатных газетных объявлениях и на каталожных листовках. В рекламе изображались также и производственные здания фабрик. Все эти важные изобразительные элементы из печатной рекламы малых форм перекочевали в плакаты. В отличие от листовок, отпечатанных с металлических клише в одну краску, плакаты изначально тиражировались способом цветной литографии.

image004

 

Наиболее ранним известным русским торгово-промышленным плакатом можно считать напечатанную в литографии Морозова в Москве в 1868 году рекламу Антона Эрлангера, который в 1860 году основал торговлю продукцией фабрики мельничных принадлежностей «Роже и Ко» в Москве и Нижнем Новгороде.

 

 В основе симметричной композиции плаката лежат два треугольника, обращённые друг к другу вершинами. Нижний треугольник образуют изображения торговых домов в Москве и на Нижегородской ярмарке, помещённые в углах его основания, и вид фабрики «Роже и Ко» в вершине. Верхний опирается на монументальный щит с изображением многочисленных наград, которых удостоена продукция фабрики со времени её основания в 1802 году.

Тщательность прорисовки орнаментов и шрифтов выдаёт руку блестящего художника, не только владеющего приёмами декора стиля Второй империи – второго рококо, но и хорошо понимающего специфику печати многоцветной литографии.

Художественные приёмы, использованные в плакате, близки работам русского графика и литографа В. Ф. Тимма, исполненным им для «Русского иллюстрированного листка» в начале 1860-х годов. Однако, не все производители и торговцы имели возможность заказывать подобную рекламу. В данном случае А. Эрлангер демонстрирует пример успешного продвижения на рынок России западных технических новинок.

Отечественные промышленные новинки стали главным объектом экспонирования на Московской политехнической выставке 1872 года. К этому времени литографии Москвы и Санкт-Петербурга пополнились новыми станками, которые позволяли делать многоцветные плакаты, однако образцов торговой рекламы тех лет почти не сохранилось.
В 1870-е годы историзм уступил первенство русскому стилю.

Стилевые архитектурные новации продемонстрировало здание Всероссийской мануфактурной выставки 1870 года в Петербурге, построенное по проекту В. Гартмана. Под знаком русского стиля прошла Московская политехническая выставка 1872 года, размещённая в Александровском саду. Воплощением стиля в архитектуре стали также здание Политехнического музея, предназначенное для экспонатов Московской выставки 1872 года, павильон России на Парижской выставке 1878 года, спроектированный архитектором И. Ропетом, и здание Исторического музея в Москве.

Хотя первые плакаты были изданы уже к знаменитой петербургской Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года, говорить о повсеместном распространении в России торгово-промышленного плаката следует, только начиная с 1880-х годов. Это совпало по времени с окончанием русско-турецкой войны и началом правления Александра III. Именно тогда национальные и международные выставки приобрели исключительную роль в отечественной торговле. Общепринятым стало использовать во всех рекламных материалах древнерусские орнаменты и шрифты. После Московской мануфактурной выставки 1882 года, на которой многие предприятия были удостоены наград, изображения почётных выставочных медалей и государственного герба присутствуют в плакатах в качестве важнейших репрезентативных и декоративных элементов.

image005В циркуляре Московского губернатора 1882 года подчёркивалось: «Изображение государственного герба является самой высокой выставочной наградою, которая имеет особую ценность не только в глазах фабрикантов и торговцев, но и в глазах громадной массы потребителей, весьма часто по своей неосведомлённости судящих о качестве изделий не по внутреннему их достоинству, а по внешним знакам их отличий на вывесках, этикетках и проч.».

Яркий пример использования государственного герба демонстрирует плакат Товарищества тюлевой фабрики в Санкт-Петербурге.

image006Весьма интересным плакатом можно считать рекламу чая А. Бежо с изображением крестьянки в праздничном костюме, предлагающей товар. Центральное место листа занимает сцена чаепития в благородном доме.

В нижней части плаката, как и положено, изображено недавно построенное здание Политехнического музея у Ильинских ворот, рядом с которым поместился магазин и склад фабриканта чая и жжёного кофе.

Плакат, напечатанный в самой оснащённой типографии Москвы типографии И. Машистова – имеет небольшой формат, что вполне соответствовало задачам выставочной
и магазинной рекламы.

image008Традиция использования архитектурных композиций в корпоративных плакатах московских промышленников и торговцев сохранилась до начала ХХ века, как, например,
в рекламе сухарей Николая Андреевича Баранова.
Авторы плакатов 1890-х годов прибегали и к заимствованиям композиционных схем из немецкой рекламы тех лет.

К созданию эффектных плакатов привело включение характерных примет Санкт-Петербурга в популярные зарубежные образцы.

 

 

image010

Пример использования исторической картины демонстрирует реклама парфюмерных товаров московского товарищества «Брокар и Ко».  Неизвестный художник изобразил костюмированную сценку из русского быта.

При этом автор включил в плакат все необходимые рекламные элементы: от упаковки пудры и духов (как требовала мировая практика потребительской рекламы) до награды Нижегородской ярмарки 1896 года – изображения государственного герба.

image012Национальный орнамент окружает сцену из боярского быта в рекламе товарищества «А. Ралле и Ко», работы Б. Зворыкина.

 

 

 

 

Наиболее органично жанровые картины с участием крестьян и помещиков вписались в торговую рекламу многочисленных производителей и продавцов сельскохозяйственных машин.

image014Сценки из современной русской жизни, где фигурируют аристократы, мещане, купцы, солдаты и мастеровые по-кинематографически сюжетно размещены неизвестным автором на плакате чайного торгового дома «А. В. Швецов и сыновья».

Хотя, заметим, что композиционное построение и графические элементы этого листа несут черты стиля модерн.
Необходимо подчеркнуть, что большинство плакатов печаталось в типо-литографиях Санкт-Петербурга и Москвы, но подписи художников на клише отсутствовали. Исключение составили две яркие фигуры, работавшие к тому же для разных литографий Петербурга.

 

image016 image018

     

image020Первым назовём В. Табурина – автора рекламы швейных машин компании «Зингер», папирос фабрики А. Н. Шапошникова, локомобилей и молотилок со склада Г. Ланца в Армавире – ярких
и выразительных плакатов 1900-х годов (ил.).

Плакаты Табурина печатались в литографии Теодора Киббеля.

Возможно, этому автору принадлежит и ряд других литографских работ, сложных по живописному решению.

 

 

 

 

 

image022 image024Подписные плакаты другого художника – М. Медведева – вышли из знаменитой литографии Э. И. Маркуса на 10-ой линии Васильевского острова, которая после национализации стала главным изготовителем торговой рекламы в 1920–30-е годы.

Можно предположить, что Медведев исполнил в 1903–1905 годах рекламу фабрики папиросных гильз А. Викторсона и табачной фабрики Иосифа Джигита, которая и сегодня вызывает восхищение.


image026Переход от модерна к неоклассике демонстрирует реклама пудры «Лебяжий пух» товарищества «Брокар и Ко».

В этом плакате художница Е. Россинская связала популярный торговый бренд с загадочным символическим образом белого лебедя, любующегося под лунным светом своим отражением.

Авторы плакатов не только подчёркивали национальный характер рекламируемой продукции, но и указывали место её производства.

Вид на Кремль со стороны набережной Москвы-реки присутствует в рекламе Шаболовского пива  и чая С.А. Спорова . Товарищество «А. Арабажи и Ко» представляет на фоне Московского Кремля отборные заграничные вина и коньяки, разлитые для российского покупателя.

image029 image028

 

image032

Красная площадь предстаёт на торговом плакате А. Кузнецова.

Багровый закат над Невой переносит нас на родину конфет «О’ лэ» Жоржа Бормана.

 

 

 

 

 

 

image034

Неподалёку от Петербургской городской думы происходит знакомство покупателей с рекламой мыла Архипова, размещённой на афишной тумбе.

 

 

 

 

image036image038В 1900-е годы фирмы совместно с художниками выработали индивидуальные подходы к имиджевой рекламе. Продукцию крупнейшего в России пивомедоваренного производства товарищества «Калинкин» рекламировали трактирщицы, одетые в национальные костюмы.

Так, русскую и украинскую красавицу сменила веселая пышногрудая кёльнерша с кружками пенного напитка в руках.

image041image040Гильзы А. Викторсона предлагал покупателям элегантный модник-коммивояжёр, меняющий костюмы-визитки, и хитрый китаец.

 

 

 

 

 

 

 image043 image044

 

Особой изобретательностью отличались рекламные плакаты Шаболовского пивоваренного завода Карнеева и Горшанова в Москве. Сначала продукция завода изображена на фоне Кремля.

В 1905 году пиво разносит человек-бочка с головой в виде «солнечного блина».

Затем его сменил рак-официант во фраке, а в 1910-е годы – аэроплан.

image046image048image049Рекламу петербургского фабриканта мыла А. М. Жукова отличает разнообразие персонажей плакатов: здесь и ухоженные дамы, и скромные горничные, и прачки. Неизменным остаётся лишь изображение в плакате семейного талисмана – огромного жука-скарабея.

image050Коньяки С. Тамазова, которые необходимо было выделить среди аналогичной продукции Д. Сараджева (Сараджишвили) и
Н. Шустова, рекламирует слон.

 

 

 

 

 

image051image052image053

 

 

 

 

 

 

 

 

 Плакаты старейшего в мире Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры, обеспечивавшего внутренний и внешний рынок галошами и имевшего широчайший ассортимент резино-технических изделий, среди которых уже в 1890-е годы присутствовали пневматики для экипажей и велосипедов, а в начале ХХ столетия – и для автомобилей, концентрировали внимание покупателей не только на изображении многочисленных выставочных наград, но и на фирменном красном клейме.

При этом изделие на плакате развёрнуто клеймом к покупателю, чтобы он мог отличить знаменитую цветную марку от торговых марок конкурентов. Треугольная форма клейма после 1908 года дала название товариществу «Треугольник» (затем предприятие переименовали в завод «Красный Треугольник»).

image055 Особо следует отметить рекламу товарищества «Эмиль Циндель», в которой семь представителей разных народов демонстрируют приверженность материям прославленной московской мануфактуры, одновременно обыгрывая семь букв фамилии её владельца (ил.).

Особо красочную рекламу, персонажами которой становились преимущественно женщины и дети, заказывали производители кондитерских изделий: Товарищество Эйнем, С. Сиу, Ж. Борман, Г. Ландрин, И. Динг, Д. Кромский и другие.

 

image056 image057 image059

 

Реклама табачных изделий, печать которой была сосредоточена в Петербурге, наиболее чутко реагировала на стилевые изменения и вкусы эпохи. При этом производства Одессы, Ростова-на-Дону, Харькова, Екатеринослава, Симферополя и других городов неизменно обеспечивались столичными художниками качественной и модной современной рекламой (например, ил.).

image060Табачным фабрикантам, подобно владельцам кондитерских фабрик, наряду с созданием представительской корпоративной рекламы, приходилось сопровождать плакатами каждую торговую марку. Легендарный генерал Скобелев – Белый генерал – олицетворял папиросы популярной петербургской фабрики Колобова и Боброва .

 

 

 

 

image061

 

 Народные папиросы «Солдат» рекламировал защитник отечества с полной походной выкладкой.

 

 

 

 

 

image062

Недорогие папиросы для среднего класса «Дессерт» представляла элегантная дама с «фотографического» портрета, помещённого в модную стилизованную рамку.

 

 

 

 

 

 

image066image064Роскошные папиросы «Деми-сек» (с удлинённой набивкой и коротким мундштуком – 10 штук 12 копеек!) ведущей петербургской табачной фабрики А. Н. Шапошникова, позиционирующиеся как товар для биржевиков и банкиров, удостоились плаката, франтоватый герой которого воплощал мужскую галантность и богатство.


Поступательное развитие российской промышленности прервала Первая мировая война. Водочную монополию (1894/1902–1914) сменил «сухой закон». Разрушились торговые связи. Санкт-Петербург переименовали в Петроград. Производства переориентировались на выпуск военной продукции, а в ряде случаев боевые действия отрезали их от традиционных источников сырья. Заводы и фабрики из Риги были эвакуированы в Москву. Печать торгово-промышленной рекламы практически прекратилась, а ведущие типографии Петрограда и Москвы стали издавать агитационно-пропагандистские политические плакаты.

Пройдемте дальше…

Материал подготовила Наталия Лантвоева.

Источник информация:

  1. http://www.plakat.ru/Info/p_r18.htm

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/