lantvoeva-m-r

Добро пожаловать на экспозицию

«Реклама XIX-XX века»

Свидетельство ремесленной управы

В XIX –XX веке предпринимательская деятельность, как и сейчас, была регламентирована и требовала документального подтверждения.
На центральном месте первой экспозиции музея находится очень важный документ начала ХХ века – Свидетельство Харьковской Общей Ремесленной Управы. Данное свидетельство выдавалась ремесленникам (цеховым).


svidetelstvo-mСвидетельство Харьковской Общей Ремесленной Управы.
Цеховым предоставлялось преимущественное право на занятие определенными видами ремесла и продажу своих изделий. Для занятий этими ремеслами лицами других сословий требовалась временная запись в цех с уплатой соответствующих сборов. Без записи в цех нельзя было открыть ремесленное заведение, держать работников и иметь вывеску.

Таким образом, все лица, записанные в цех, делились на временно и вечно цеховых. Для последних принадлежность к цеху означала в то же время и сословную принадлежность. Полные цеховые права имели лишь вечно цеховые.
Пробыв от 3 до 5 лет в учениках, они могли записаться в подмастерья, а затем, после представления образца своей работы и одобрения его цеховой (ремесленной) управой – в мастера. Для этого они получали специальные свидетельства. Только мастера имели право открывать заведения с наемными рабочими и держать учеников.

Цеховые относились к числу податных сословий и подлежали подушной подати, рекрутской повинности и телесным наказаниям.

Принадлежность к цеховым устанавливалась при рождении и при записи в цех, а также передавалась мужем жене. Но дети цеховых, достигнув совершеннолетия, должны были записываться в ученики, подмастерья, мастера, а в противном случае они переходили в мещане.
Устав ремесленный (1879 г.) сохранял требование ведения в цеховой управе трёх книг для записи мастеров, подмастерьев и учеников.

В качестве личного документа выдавалась книжка, выдававшаяся цеховой управой каждому производимому в подмастерья, где каждый мастер, у которого находился подмастерье, был обязан отметить: когда подмастерье поступил к нему на службу, когда и по каким причинам выбыл, какому мастерству обучился и какого был поведения.

Аттестат о присвоении звания мастера выдавался общей ремесленной управой по представлению цеховой управы. Ученикам после трехлетнего проживания у мастера полагалась выдача письменного свидетельства, какое он заслужил по верности, послушанию, почтительности, прилежанию, искусству и поведению.

Свидетельства на звание ремесленников выдавались на неограниченное время тем, кто имел право на постоянную приписку к цеховому состоянию. Для этого желающий должен был представить в казенную палату увольнительное свидетельство от прежнего своего общества или ведомства и приемное от того ремесленного общества или ведомства, в которое желал вступить. После утверждения казенной палатой ремесленная управа записывала его в общество и выдавала свидетельство. В цеховое состояние могли записываться все те, кто имел право на приписку к мещанскому обществу.

В течение 1902-1903 гг. Министерство внутренних дел упразднило ремесленные управления и общества в 107 городах; к 1916 г. они были сохранены лишь в 29 городах империи.

Давайте рассмотрим Свидетельство Ремесленной Управы, выданное в1914 г. ремесленнику, которому разрешалось заниматься макаронным и кондитерским ремеслом в городе Харькове.

Сам документ по себе очень художественный, яркий и рекламный (прославляющий империю).

Если рассматривать сей документ снизу вверх, то по центру мы видим здание Общей Ремесленной Управы г. Харькова. Слева от изображения Управы расположен герб
г. Харькова, справа герб г. Москвы (причем на равных правах: на одной линии и одного размера).

Над ними в художественной раскладке представлены виды ремесел в своем многообразии
от ремонта бытовой техники (ремонт самоваров), изготовления мебели, кондитерских изделий, парикмахерских услуг до производства серпов и другой сельскохозяйственной техники.

Сверху (но все же по центру документа) уже представлены «жемчужины» нашего города Харькова – Успенский и Благовещенский соборы.

Затем мы видим слева и справа изображения памятников родным братьям и правителям Российской империи царю Александру I (1801-1825 годы правления) и царю Николаю I
(1825-1855 годы правления).

Над ними слева и справа портреты великих правителей – это царь Петр I (1682-1725 годы правления) и императрица Екатерина II (1762-1796 годы правления).

Цехи как корпорации лиц, занимающихся одним и тем же ремеслом, были учреждены при Петре I. Впервые цеховая организация была установлена Инструкцией Главному магистрату и правилами о приписке в цехи.

В дальнейшем права цеховых были уточнены и подтверждены Ремесленным и Городовым положениями при Екатерине II.
Оба этих правителя были великими реформаторами, поэтому возле их портретов еще изображены всем нам хорошо известные памятники.

Завершает всю художественную композицию портрет действующего главы государства –
царя Николая II (1894-1917 годы правления).

А слева и справа от царя Николая II фигурки ремесленников, которые символизируют, что их труд – это вклад данного сословия в могущество и развитие империи.


Пройдемте дальше…

 

Материал подготовила Наталия Лантвоева.

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/