lantvoevaТорговый дом Жуковых

(История бренда)

Существующее «мнение», что в далеком прошлом обычное мыло варили из отлавливаемых на улицах города кошек и собак, не имеет под собой никакого основания.

Дело в том, что из Шарика или Мурки мыла никогда не сваришь, так как основные компоненты настоящего мыла – это натуральные жиры, такие, как подсолнечное, кокосовое, оливковое, льняное или хлопковое масло, говяжье и свиное сало, а также – поваренная соль. Единственная «химия» в мыле – щелочь.

Мыловары Жуковы – особая страничка в истории производства российского мыла. Крупным предпринимателем был купец первой гильдии Жуков – председатель и член правления многих акционерных обществ.

В 1845 году выкупившийся из крепостной зависимости предприимчивый ярославский мужик Алексей Жуков, подкопив рублей, двинулся в столицу, где купил на Боровой улице лавку и стал торговать парафиновыми свечами, говяжьим салом, растительным маслом. Вскоре Жуков накопил на мыловаренно-салотопенный заводик у реки Лигвы (нынче на месте засыпанной реки находится Лиговский проспект в Питере) неподалеку от Московской заставы. И принялся варить мыло, забросив свечное дело.

image003Мыло варили в огромных котлах, от которых во время варки мыловар практически не отходил, внимательно следя за температурой смеси. Любое отклонение приводило к тому, что получался так называемый «козел» – масса, от которой не отделялся осадок, где скапливались плохо пахнущие вещества и отходы. Качество хозяйственного мыла проверяли так: если сваренная масса стекает с совка, не оставляя следов, мыло будет отлично отстирывать и не иметь неприятного запаха. Качество туалетного мыла мастера проверяли «на язык»: если язык не щиплет, значит, в мыле нет избытка щелочи и технология варки не нарушена. Потому у настоящих старых мыловаров от постоянных проб кончик языка всегда был почерневшим. В 1865 г. завод был официально зарегистрирован и получил название «Мыловаренный завод № 1».

К 60-м годам торговый дом Жукова из мелкой лавочки превратился в оптовый магазин, на прилавках которого появилось великолепное мыло. Поначалу оно было обыкновенное желтое, потом – голубое с прожилками, «мраморное».

Мыло Жуков производил сам в деревянном сарае купчихи Кошбиной, что на набережной Лиговского канала. Мраморное мыло у Жукова получалось лучше многих других сортов. Мыло было голубым с прожилками, поэтому его называли «мраморным». Оно варилось в огромных емкостях огромными кусками, и время его созревания было куда дольше, чем у всех других сортов. Трудно сделать сыр рокфор, но «мраморное мыло» – не легче. Оно выпускалось глыбами по 135 пудов (более 2 тонн). Затем его резали на куски (по 400 граммов) и заворачивали в тройную обертку (белая бумага, фольга, сверху голубая бумага) с этикеткой, изображающей фабричную марку – «Жука-скарабея». Вскоре «Мраморное» мыло с изображением маленького жука-скарабея (герб Жукова) стало известным и популярным по всей России. А на нижегородской выставке в 1896г. завод получил право ставить на своей продукции клеймо - двуглавого орла, который был наивысшим знаком качества того времени.

 image005Завод достаточно быстро развивался, выпуская 600 пудов мыла в год. Впоследствии деревянные постройки заменили кирпичными. С тех времен сохранилась только одна главная постройка комбината – химическая лаборатория, которая по-прежнему работает.

Жуков оказался очень передовым хозяином: он пригласил на работу немецких мастеров, чтобы те варили мыло по последнему слову органической химии. Сын Алексея – Александр Жуков – пригласил уже не мыловаров, а профессоров-химиков. Он после окончания Петербургского университета знался со всеми знаменитыми химиками и довольно тесно общался с Менделеевым.

В 1865 году производство расширилось, был зарегистрирован мыловаренный завод и вскоре «Мраморное мыло» с изображением маленького жука-скарабея стало известным и популярным во всей России.
Жук-скарабей стал гербом семьи Жуковых, по легенде, приносящий богатство.

А на нижегородской выставке 1896 года завод получил право ставить на своей продукции клеймо – двуглавого орла, который был наивысшим знаком качества того времени.


Из газетной дореволюционной рекламы:
- Отчего, Антипьевна, у тебя белье всегда такое белое, да и мыла уходитъ у тебя на стирку куда меньше моего?
- Оттого, Матреша, что я беру только Жуковское мыло, а никакое другое дешевое и холодное.
- А я то, дура, все беру самое дешевое. А какъ, Антипьевна, узнать Жуковское мыло?
- Да очень просто, Матреша: на которомъ есть Орелъ да Жукъ - то и Жуковское.

image008

 

 

Туалетное мыло «А.М.Жуков», 1904 год. Плакат рекламирует продукцию мыловаренного завода «А.М.Жуков». На плакате изображена элегантная ухоженная дама, что свидетельствует о высоком спросе продукции в светских кругах. О качестве продукции мыловаренного завода «А.М.Жуков» свидетельствует клеймо двуглавого орла. Клеймо жука – это личный знак Алексея Жукова.

 

 

 

 

 

 

image010Рекламный Плакат «А.М.Жуков»: Мыло, гарное масло 1900 года направлен на рекламу продукции мыловаренного завода «А.М.Жуков» с гарным (от слова гарь, гореть) маслом.

Такое масло состоит из смеси растительных и минеральных масел, в основном, предназначалось для лампад. Но мыло, сваренное из этого масла, дает устойчивые большие радужные пузыри.

На плакате изображена дама в ночной одежде с мылом в руках. Вверху плаката находится клеймо – двуглавый орел, что свидетельствует о высочайшем качестве мыла «А.М.Жуков».

 

 

 

 

 


image012Рекламный Плакат «А.М.Жуков»: Мыло. Направлен на рекламу превосходных качеств мыла.

 Белье, выстиранное мылом Жукова, будет таким же ослепительно белоснежным, как снежные вершины гор, которые  видны даже  при лунном свете.

image014

Имиджевый плакат, рекламирующий стабильность и развитие предприятия на протяжении  67 лет нахождения на рынке.

Однако революция 1917-го круто изменила судьбу Жуковых.
В 1918 году завод национализировали и присвоили ему имя Карпова – наркома химической промышленности. Изменилось и само мыло: после национализации от «буржуйского мраморного» мыла и след простыл, а вместо него стали выпускать суррогатное. Технология и рецептура не соблюдались и мыло получалось, прямо скажем, паршивое.

Жуковский завод продолжал работать даже во время Ленинградской блокады, производя мыло, необходимое городу и фронту. Во время войны и сразу после нее мыловары просто не могли себе позволить употреблять высококачественные натуральные жиры на мыло – все шло на еду. Мылу доставались какие-то отжимки, а весь остальной состав приходился на глину. Те самые синие глины, которыми так богаты питерские окрестности и которым приписывают лечебные и дезинфицирующие свойства, и были основой этого эрзац-мыла. Свою функцию такое мыло выполняло: руки оно отмывало, очень грязную одежду отстирывало, а на большее в те годы никто и не замахивался. Ведь кусочек туалетного мыла тогда стоил целое состояние.

В 1991 году завод акционировался, и в честь самой чистоплотной птицы стал называться «Аист». Известен завод своим производством стиральных порошков.

image015


Со дня основания мыловаренного завода ежегодно устраивался праздник «Николин день» с молебном и водосвятием. В годы советской власти традиция эта конечно трансформировалась, но как это ни странно, сохранилась и по сей день: каждый год в первую пятницу декабря отмечается день основания предприятия.

 

 

Рекомендуем ознакомиться: Маркетинг и реклама «Торгового дома Жуковых»

 

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/