image001ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ  НА ЭКСПОЗИЦИЮ

«РЕКЛАМА ТОРГОВЫХ МАРОК XIX-XX вв.»

 

В  XIX веке существовал очень популярный товар – галоши. Их назначение и ассортимент заслуживает отдельной странички в нашем музее. Cчем по популярности можно сравнить в наше время этот товар. Мне кажется, что также плотно вошли в нашу жизнь джинсы. Разные фасоны, на разный бюджет, массовка и дизайнерские…

Мы сегодня не мыслим себе нашу жизнь без джинсов, а наши предки не мыслили себе  свою жизнь без галош.

image004Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации.

Выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука – чтобы надевать на ботиночки, и без оного – чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

ghj

Галоши имеют долгую историю. Существует две версии их происхождения. Согласно одной из них, галоши обязаны своим происхождением далекой культуре индейцев Южной Америки. Когда европейцы стали наведываться на загадочный континент, они заметили у индейцев мячи, непромокаемые холсты и обувь. Они заинтересовались свойствами сока каучукового дерева, стали делать из него галантерейную мелочь, а в начале прошлого века – привозить готовую каучуковую обувь от индейцев.

По другой версии, галоши изобретены англичанином Рэдли в начале девятнадцатого века, который никак не мог вылечиться от простуды, подхваченной им из-за вечной лондонской слякоти тех лет. От скуки он читал том «Галльской войны» Юлия Цезаря и узнал, что древние галлы для защиты от грязи носили защитные футляры для обуви «gallicae».
В 1803 году он запатентовал своё изобретение – чехлы для обуви из ткани, пропитанной сырым соком каучукового дерева. Галоши из сырого каучука обладали одним серьезным недостатком: на холоде они твердели и становились ломкими, а в жаркую погоду «таяли» – неприятно пахли, делались липкими и мягкими.

В первые четыре десятилетия XIX века многие предприниматели пытались сделать каучук независимым от природных условий. Больше всех повезло Чарльзу Гудийру, который после многолетних экспериментов изобрел метод, известный сейчас, как вулканизация («сваривание» каучука с серой при нагревании).

Американские компании быстро наладили массовый выпуск «overshoes», т.е. верхней обуви из вулканизированного каучука. Новые галоши не боялись ни жары, ни холода. Американская новинка встречала оживленный спрос и в других странах, в том числе и в России. С этого момента галоши стали постепенно входить в быт русской знати.

 

ТОВАРИЩЕСТВО РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ РЕЗИНОВОЙ МАНУФАКТУРЫ (ТРАРМ)

image006Летом 1859 года гамбургский купец Фердинанд Краузкопф вместе с несколькими русскими купцами учредил «Фабрику галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге».

Завод построили быстро, назвали его «Треугольник» и дело сразу пошло полным ходом. Здесь выпускали различные резиновые изделия – шкивы и приводные ремни, насосные рукава и, конечно же, резиновые галоши. Вскоре фабрика начала экспортировать свои изделия, и уже не только вся Россия, но и вся Европа ходила в галошах петербургской компании.

В свое время этот завод был настоящим монстром по производству резиновых галош, конкуренции с которым не выдержала даже английская компания «Mackintosh», построившая свой завод рядом и затем продавшая его после восьми лет работы.

Интересно объяснение выбора названия. Оно соответствовало торговому знаку. Как объяснял Фердинанд Краузкопф, в знаке фирмы треугольник – главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю. Основные принципы современного брендинга работали и в 19 веке.

Огромное здание из красного кирпича с выбитыми окнами протянулось вдоль набережной на многие сотни метров. А ведь когда-то это был настоящий промышленный монстр.

Сегодня это гигантских размеров фактически заброшенная фабрика, с огромным количеством мрачных улочек, тупиков и ... снимающих здесь помещения различных фирм, вывески которых вносят настоящий диссонанс в окружающую реальность.
Красным «Треугольник» стал называться уже после революции в честь пятой годовщины Октября.

image008Летом 1860 года заработала в России первая резиновая фабрика. Дело сразу пошло полным ходом: в октябре «Фабрика галош и других резиновых и гуттаперчевых изделий в Санкт-Петербурге» выпускает уже до 1000 пар галош в день.

Первоначальное название фабрики – «Товарищество российско-американской резиновой мануфактуры» (ТРАРМ).

 С 1888 года на изделиях появился фабричный знак в виде треугольника с начальными буквами фирмы внутри него, а еще через 20 лет название «Треугольник» было официально прибавлено к прежнему. Вскоре фабрика экспортировала свои изделия в Европу, а в России щупальца ее сбыта протянулись аж до Владивостока.


Чехлы для обуви составляли в XIX веке основную продукцию резиновой промышленности. Основным покупателем этих резиновых изделий было городское население, причем все его категории. Галоши стали частью выходного костюма кадровых рабочих, которые нередко надевали их на обувь даже тогда, когда погода этого не требовала – для форсу.

image009Чиновники и купцы, дворники и извозчики в ненастную погоду на ботинки, сапоги или валенки надевали низкие или глубокие галоши. Зажиточные крестьяне тянулись вслед за горожанами.

Граф Н.Е. Комаровский в своих записках отмечал, что для русского крестьянина надетые на сапоги галоши «чуть ли не возносят его над уровнем прочих сельчан, придавая ему значение аристократического характера».

Несколько позже появились зимние галоши на теплой байковой подкладке красного цвета – они были мягче, теплее, не повреждали кожаную обувь. Именно такие галоши стали культовыми и навечно остались в памяти многих поколений россиян. ТРАРМ стал одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, получал премии и золотые медали за свою продукцию и был удостоен звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В разгар Первой мировой войны «Треугольник» оказался, по существу, единственным поставщиком резины для автотранспорта, авиации. Основная же продукция – галоши –  отошла на задний план.


image016  image017


image012  image014

  

      image019  image021

Дефицит галош сразу почувствовали покупатели, одним из которых был герой рассказа «Собачье сердце» Михаила Булгакова профессор Преображенский. Как известно, галоши из парадного подъезда дома, где жил Филипп Филиппович, исчезли еще в апреле 1917 года. Их уперли пролетарии. Последних можно понять: галош на всех их не хватало. Вскоре торговля была запрещена, и галоши можно было нелегально приобрести только на рынке или где-нибудь украсть.


image023Выпуск советских галош начался только в 1921 году, когда «Треугольник», а следом за ним и московский «Большевик» возобновили работу. Спрос был огромный, товар расходился мгновенно. На ниве рекламы московских галош трудились лучшие творческие силы страны – плакаты Маяковского и Родченко навеки остались в истории советского конструктивистского дизайна.

Стремление всеми силами нарастить объемы производства часто вело к снижению качества производимой продукции.

Это грозило стране валютными потерями – галоши были статьей экспорта Страны Советов. Марка «Треугольника» была хорошо известна за рубежом, но советские резиновые изделия уже не соответствовали западным требованиям.

image025В августе 1930 года Совет торгпредства СССР в Германии, направляя завкому «Красного Треугольника» материалы по рекламациям, писал: «Мы дискредитируем в глазах иностранных покупателей нашу продукцию так, как если бы нашей задачей являлось не расширение, а сужение рынков сбыта для наших товаров».
К концу первой пятилетки дело с галошами ухудшилось, росли цены даже на то, что распределялось. Историк А.Г. Маньков в своем юношеском дневнике описал семейную ссору, произошедшую весной 1933 года. Разговор шел о покупке галош, пара которых стоила 15 рублей, что стало бы ударом по семейному бюджету. Отец кричал, что все деньги идут "на жратву", но потом вдруг согласился с тем, что и галоши нужны. Все-таки это был предмет первой необходимости. Следующий взлет культовой обуви пришелся на 50-60-е годы.

Широкий ассортимент стремился охватить все виды населения и все жизненные ситуации: выпускались галоши и боты мужские, женские, мальчиковые, девичьи и детские; галоши с гнездом для каблука – чтобы надевать на ботиночки, и без оного – чтобы носить на необутой ноге; формовые без подкладки (чуни); типа босоножек с ремешком вместо задника и т.д.

image027Начиная с 1970-х годов в СССР неуклюжие галоши с красной байковой подкладкой постепенно стали выходить из моды, оставив горожан наедине со слякотью и грязью на улицах крупных российских городов.

 

Последнюю дань классическим «советским» галошам отдала компания Bosco Di Ciliegi, разрабатывавшая дизайн костюмов для сборной России для Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Наша сборная была в пальто «а ля Шаляпин», бобровых шапках и галошах, одетых на валенки.

 image031  image029 

В США и Европе галоши продолжали быть востребованными и из моды не вышли. В 1960-х гг. именно галоши помогли создать имя известному итальянскому дизайнеру Элио Феруччи (Elio Fiorucci), который взял три пары галош, раскрасил их яркими красками и отнес их в модный журнал, попросив редактора сфотографировать и опубликовать снимок. В результате, его галоши стали просто сенсацией, а о молодом Феруччи узнали в Милане. Позже он привнес в моду искусственное золото (на одежде, обуви, сумках, ремнях, джинсах), искусственный мех, одежду из лайкры, стиль «military». Специфическими деталями дизайнера считают огромное количество разноцветных кнопок на мужской рубашке, блестящие нити, проскальзывающие, например, сквозь беспорядочную шотландскую клетку, или же яркие галоши, созданные как бы в противовес скучности всего мира.

 
image033С развитием технологии обработки резины, галоши стали тоньше и эластичнее, за ненадобностью исчезла подкладка, так как новые материалы не портят кожу ботинка. Сейчас галоша напоминает тонкий резиновый чехол для классического делового ботинка, полностью повторяя его очертания, а некоторые модели еще и отделку. Несмотря на рост популярности таких обувных марок, как Sorel или Ecco, галоши остаются обязательным аксессуаром для тех, чей вкус и чувство стиля не позволяют сочетать обувь Ecco с деловой одеждой.     

                                               Спичечница с рекламой «Галоши треугольник», конец 19 - начало 20 века.

                                  

image035

Различаются по материалам, отделке и особенностям использования:

галоши садовые;

галоши на валенки,

галоши клееные на валенки;

галоши азиатские хлопчатобумажные мужские,

галоши азиатские хлопчатобумажные женские,

галоши азиатские хлопчатобумажные детские,

галоши азиатские хлопчатобумажные мало детские,

галоши азиатские на шерсти;

галоши из пластиката поливинилхлоридного чёрные;

галоши из пластиката поливинилхлоридного цветные;

галоши мальчиковые клееные резиновые;

галоши мальчиковые комбинированные резиновые;

галоши резиновые лакированные клееные девичьи для ношения на обувь;

галоши резиновые лакированные клееные для ношения на обувь;

галоши резиновые лакированные клееные из чёрной резины для ношения на унтах;

галоши резиновые лакированные клееные из чёрной резины.

* В стихотворной сказке для детей Корнея Чуковского «Телефон» («У меня зазвонил телефон...»; 1924, по другим сведениям 1926) Крокодил со слезами просит прислать калоши ему, а также его жене и Тотоше. Из дальнейшего диалога выясняется, что высланные «на прошлой неделе» две пары «отличных калош» семейством Крокодилов уже съедены:


Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём, не дождёмся,


Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!


image037В автобиографическом романе «Обещание на рассвете» („La promesse de l’aube“, 1960, русский перевод 1993) французского писателя Ромена Гари готовность мальчика в доказательство своей любви к соседской девочке Валентине съесть сырую галошу выступает высшим подвигом самоотверженного чувства.

Эпизод романа послужил основой для памятника Ромену Гари, открытого 22 июня 2007 года в Вильнюсе на улице Басанавичяус (Jono Basanavičiaus g., бывшая Большая Погулянка, на которой жил будущий писатель и где разворачивается часть действия романа).

Памятник представляет бронзовую скульптуру, изображающую мальчика с прижатой к груди галошей в руках (скульптор Ромаса Квинтаса).

 


 

Купила мама Леше
Отличные галоши.
Галоши настоящие,
Красивые, блестящие,
Теперь хоть и захочешь,
А ноги не промочишь!
Не терпится Алёше
Надеть свои галоши.
Галоши настоящие,
Красивые, блестящие,
И хочется к тому же
Скорей пройтись по лужам.
Домой с гулянья Лёша
Пришёл в одной галоше.
Галоша настоящая,
Красивая, блестящая,
Но мама удивилась:
"Алёша что случилось?"
Ответил маме Лёша:
"Я кошке дал галошу,
Галошу настоящую,
Красивую, блестящую.
Мне жалко кошку стало,
Босой она гуляла.
Ведь некому галошки
Купить для бедной кошки,
Галоши настоящие,
Красивые, блестящие.
Чтоб ей не простудиться,
Решил я поделиться!"
Но мама на Алёшу
Сердита за галошу -
Галошу настоящую,
Красивую, блестящую.
А он не понимает,
За что его ругают? (с)

 


image039В середине октября 1923 года, наряду с интенсивной работой по созданию журнально-газетной и издательской рекламы, рекламы для Мосполиграфа, ГУМа и Моссельпрома, Маяковский по заказу Резинотреста пишет 12 текстов, рекламировавших продукцию этого хозяйственного государственного объединения: галоши, шины, мячики, соски, игрушки. Сохранившиеся автографы содержат не только записи этих плакатов, но и черновые наброски рисунков к задуманным плакатам, сделанные самим поэтом.


Некоторые из этих рекламных плакатов сразу же приобрели огромную популярность. Их высоко ценил и сам Маяковский.

 

Четыре из них («Галоши»,  «Мячики», «Соски», «Игрушки») он отбирает для экспонирования на Парижской всемирной художественно-промышленной выставке 1925 года, где они окажут свое воздействие на решение жюри, присудившего Маяковскому серебряную медаль. Половину этих рекламных текстов поэт включит в прижизненное собрание сочинений (т. V, 1929).

 

image041  image043

 

 image044По поводу одного из этих рекламных текстов Маяковский позже, в 1930 году, скажет: «У меня есть стихотворение про соски - замечательные соски, «готов сосать до старости лет».

 Против этого были возражения, а я говорю, что если до сих пор в деревне кормят грязной тряпкой ребятишек, то агитация за соски есть агитация за здоровую смену, за культуру».

(Выступление в Доме комсомола Красной Пресни на вечере, посвященном двадцатилетию деятельности, 25 марта 1930 года).

 

 

 

 

 

 

image048 image046

 

image050

ГАЛОШИ

     1
 Резинотрест -
 защитник в дождь и слякоть.
 Без галош
 Европе –
 сидеть и плакать.
                  2

 Дождик, дождик, впустую льешь –
 я не выйду без галош.
 С помощью Резинотреста
 мне везде сухое место.
                   3 

 Безгалошные люди,
 покупайте галоши,
 скидок не будет.

                   4
 В дождь и сороконожка не двинется с места
 без галош Резинотреста.

                   5

Раскупай, восточный люд, –
лучшие галоши привез верблюд.

                  6

Наши галоши носи век, –
не протрет ни Эльбрус, ни Казбек.
image052                  7 
«Без галош элегантнее» –
это ложь!
Вся элегантность от наших           галош.

      8 

Галоши Резинотреста –
просто восторг.
Носит
север,
запад,
юг
и восток.

Плакат XIX:  бедуин в пустыне и с… возом галош,
 а надписи на плакате – арабской вязью.

  

  image054

Колонна рабочих завода «Красный треугольник» с макетом галоши на площади Жертв Революции во время первомайской демонстрации. 1 мая 1921 года.

Хотя ТРАРМ был  одним из крупнейших «резиновых» производителей мира, другие мануфактуры так же выпускали столь ходовой товар.

 image058  image060

image062     image064  

image060

 

 

 

: http://dengi.maximedia.ru/category/kredity/